Практически все детки очень любят рисовать. Самые удачные рисунки родители обычно оставляют на память, а остальным просто не придают особого значения. Но в то же время, внимательно рассмотрев рисунок ребенка, можно понять то, что малыш не расскажет даже в самом доверительном разговоре. Во время рисования дети чувствуют свободу, все запреты отступают, и им удается выразить через рисунок то, что не получается выразить словами.
Анализ детских рисунков
Цветовая гамма

Детки до 3-х лет еще не осознают форму предмета, но хорошо чувствуют цвета. Обычно маленькие дети пользуются всего пятью основными цветами. Если малыш использует более широкую цветовую гамму, то это свидетельствует о его чувственной натуре, а если ребенок довольствуется 1-2 цветами, то это говорит о подавленности и тревожности. В зависимости от того, какие цвета преобладают в рисунке, можно судить об эмоциональном состоянии малыша.
- Желтый – это цвет оптимизма, веселья, жизнерадостности.
- Зеленый – малыш спокоен и расслаблен.
- Красный цвет свидетельствует о возбудимости и агрессии.
- Синий – ребенок ушел в себя и сосредоточен на каких-то своих внутренних проблемах, он скучает или ему чего-то не хватает.
- Черный цвет – это цвет подавленности и отрицательных эмоций.
- Коричневый цвет сигнализирует о психологическом или физическом дискомфорте.
- Серый цвет говорит о безразличии ребенка, отсутствии у него каких-либо эмоций.
Повторяющиеся предметы
Вряд ли родители смогут разобраться в кружочках, черточках и других «каляках», которые рисуют маленькие детки, такие рисунки неосознанны и малоинформативны. Смысловую нагрузку несут только рисунки детей старше 3-х лет. Хорошие детские психологи отмечают, что наиболее информативными являются предметы, часто повторяющиеся в рисунках малыша. Чтобы их выявить, необходимо просмотреть около 10 детских рисунков.
Итак, если ребенок старше 5 лет часто рисует каракули, то это является свидетельством внутреннего хаоса чувств и ощущений. Возможно, ребенок стоит на пороге важного решения. Если малыш часто рисует различные домики, то это говорит о любви к порядку и педантичности. Малыш, рисующий заборы, стремится отгородиться, спрятаться, убежать, у этого ребенка очень сильная потребность в спокойствии, которого он не может достичь. Детки, которые рисуют лица, головы или фигурки людей, весьма общительны и с удовольствием заводят новые знакомства. Если рисунки малыша отличаются множеством дополнительных декоративных элементов, украшений и т. п., то это указывает на желание всегда быть в центре внимания.
Манера рисования ребенка
Психология детского рисунка весьма многогранна, и помимо преобладающей цветовой гаммы и отдельных предметов, особое значение в анализе детского творчества является манера рисования.
- Самоисправление, не ведущее к улучшению композиции рисунка, свидетельствует о высокой тревожности, нервозности, неуверенности в своих силах.
- Слабая сила нажима во время рисования, низкая детализированность изображений говорит о быстрой утомляемости и чувствительности.
- Если один и тот же рисунок выполнен с разной силой нажима, то это говорит об эмоциональной неустойчивости ребенка.
- Импульсивные детки рисуют размашистыми штрихами с грубыми нарушениями симметричности линий.
- Если вся композиция рисунка смещена к одному краю листа, то это говорит о неуверенности ребенка.
Чтобы чтение рисунка было максимально правильным, следует довериться своим ощущениям и чувствам. Какие эмоции вызывает у вас рисунок ребенка, какими бы словами вы его описали? Ответы на эти вопросы помогут родителям объективно оценить творчество малыша.