Для выработки чистого и правильного звукопроизношения необходимо повысить подвижность и гибкость артикуляционных органов. Все органы речи состоят из мышечной ткани, а значит, поддаются тренировке. Артикуляционная гимнастика представляет собой совокупность тренировочных упражнений, которые направлены на коррекцию произношения и отработку правильного положения языка и губ во время речи.
Основные задачи артикуляционной гимнастики:
— укрепление мышц щек, языка и губ;
— уменьшение напряжённости органов артикуляции;
— формирование правильной речевой позы;
— увеличение амплитуды движений;
— улучшение кровоснабжения органов речи.

Все речевые тренировочные упражнения можно разделить на две группы:
- Общие упражнения, функция которых заключается в повышении подвижности органов речи и выработке центрального выдоха. Эти упражнения рекомендуется выполнять деткам с любыми дефектами произношения.
- Постановочные упражнения – это упражнения, которые направлены на выработку произношения определенных звуков («р» «ш», «с» и других).
Общие правила выполнения артикуляционных упражнений:
— воздух нужно набирать только через нос;
— выдох продолжительный и плавный;
— плечи должны быть неподвижны;
— нужно следить, чтобы во время упражнения щеки не надувались.
Артикуляционная гимнастика будет эффективной, если делать упражнения каждый день в течение 5 минут. Выбор упражнений должен основываться на принципе «от простого к сложному». Сначала упражнения нужно выполнять, стоя перед зеркалом, так ребенок сможет сравнить свои движения с движениями взрослого.
Если малыш посещает детский сад, то родители могут воспользоваться профессиональной помощью логопеда, в противном случае занятия для выработки правильного произношения можно проводить в домашних условиях. Рассмотрим примеры артикуляционных упражнений.
В комнате жарко – открываем «окошко» (ребенок должен открыть рот). Стало холодно – закрываем «окошко» (ребенок закрывает ротик).
«Лопатка»
Язык нужно расслабить, расширить и положить на нижнюю губу. В таком положении удерживать до 15 секунд.
«Иголка»
Ребенок открывает рот и как можно дальше высовывает язык, делая его узким.

«Чистые зубки»
Нужно улыбнуться, приоткрыв зубки, а затем языком провести по зубам с внутренней и внешней стороны.
«Маляр»
Растягиваем губы в улыбке, немного приоткрыв рот. В таком положении кончиком языка нужно «покрасить» небо.
«Забор»
Широко улыбаемся, приоткрывая сомкнутые зубки.
«Горка»
Открываем рот, боковые стороны языка прижимаем к верхним коренным зубам, а кончиком притрагиваемся к нижним передним зубкам.
Высовываем язычок, боковые края заворачиваем и дуем в полученную трубочку.
«Гудок парохода»
Улыбаемся, приоткрыв рот, и выговариваем долгое «ыыыыы».
«Слон пьёт водичку»
Вытягиваем губы в трубочку, образуя «хобот слона», и слегка причмокиваем ими.
«Чашка»
Широко открываем ротик, язык расслаблен. Кончик широкого языка поднимаем к верхним зубам, но не притрагиваемся к ним.
«Парашют»
Малыш должен языком в форме чашки сдуть кусочек ваты с кончика носа.
«Ловим мышку»
Растягиваем губы в улыбке, приоткрыв рот, произносим «ааа» и прикусываем кончик языка (поймали мышь за хвост).
Чтобы заинтересовать ребенка, артикуляционные упражнения нужно превратить в занимательные развивающие игры. Такие игры могут быть индивидуальными и коллективными, а могут принимать форму соревнований.
Основной комплекс направлен на выработку основных движений и положений органов артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика проводится во всех возрастных группах, но требования к проведению артикуляционной гимнастики и к выполнению упражнений детьми на каждом возрастном этапе различны. Дети второй младшей группы, должны усвоить простейшие навыки, развивающие и совершенствующие движения артикуляционного аппарата.