Артикуляционная гимнастика в детском саду

Артикуляционная гимнастика в детском саду

Для выработки чистого и правильного звукопроизношения необходимо повысить подвижность и гибкость артикуляционных органов. Все органы речи состоят из мышечной ткани, а значит, поддаются тренировке. Артикуляционная гимнастика представляет собой совокупность тренировочных упражнений, которые направлены на коррекцию произношения и отработку правильного положения языка и губ во время речи.

Основные задачи артикуляционной гимнастики:

— укрепление мышц щек, языка и губ;

— уменьшение напряжённости органов артикуляции;

— формирование правильной речевой позы;

— увеличение амплитуды движений;

— улучшение кровоснабжения органов речи.

Артикуляционные стишки
Артикуляционные стишки

Все речевые тренировочные упражнения можно разделить на две группы:

  • Общие упражнения, функция которых заключается в повышении подвижности органов речи и выработке центрального выдоха. Эти упражнения рекомендуется выполнять деткам с любыми дефектами произношения.
  • Постановочные упражнения – это упражнения, которые направлены на выработку произношения определенных звуков («р» «ш», «с» и других).

Артикуляционные упражнения

Общие правила выполнения артикуляционных упражнений:

— воздух нужно набирать только через нос;

— выдох продолжительный и плавный;

— плечи должны быть неподвижны;

— нужно следить, чтобы во время упражнения щеки не надувались.

Детские стишки для артикуляцииАртикуляционная гимнастика  будет эффективной, если делать упражнения каждый день в течение 5 минут. Выбор упражнений должен основываться на принципе «от простого к сложному». Сначала упражнения нужно выполнять, стоя перед зеркалом, так ребенок сможет сравнить свои движения с движениями взрослого.

Артикуляционные стихи по буквамЕсли малыш посещает детский сад, то родители могут воспользоваться профессиональной помощью логопеда, в противном случае занятия для выработки правильного произношения можно проводить в домашних условиях. Рассмотрим примеры артикуляционных упражнений.

Алфавитные стихи для артикуляции

Детские стихи для постановки артикуляции

10+«Окошко»

В комнате жарко – открываем «окошко» (ребенок должен открыть рот). Стало холодно – закрываем «окошко» (ребенок закрывает ротик).

«Лопатка»

Язык нужно расслабить, расширить и положить на нижнюю губу. В таком положении удерживать до 15 секунд.

«Иголка»

Ребенок открывает рот и как можно дальше высовывает язык, делая его узким.

Основные задачи артикуляционной гимнастики
Основные задачи артикуляционной гимнастики

«Чистые зубки»

Нужно улыбнуться, приоткрыв зубки, а затем языком провести по зубам с внутренней и внешней стороны.

«Маляр»

Растягиваем губы в улыбке, немного приоткрыв рот. В таком положении кончиком языка нужно «покрасить» небо.

«Забор»

Широко улыбаемся, приоткрывая сомкнутые зубки.

«Горка»

Открываем рот, боковые стороны языка прижимаем к верхним коренным зубам, а кончиком притрагиваемся к нижним передним зубкам.

Общие правила выполнения артикуляционных упражнений«Дудочка»

Высовываем язычок, боковые края заворачиваем и дуем в полученную трубочку.

«Гудок парохода»

Улыбаемся, приоткрыв рот, и выговариваем долгое «ыыыыы».

«Слон пьёт водичку»

Вытягиваем губы в трубочку, образуя «хобот слона», и слегка причмокиваем ими.

«Чашка»

Широко открываем ротик, язык расслаблен. Кончик широкого языка поднимаем к верхним зубам, но не притрагиваемся к ним.

«Парашют»

Малыш должен языком в форме чашки сдуть кусочек ваты с кончика носа.

«Ловим мышку»

Растягиваем губы в улыбке, приоткрыв рот, произносим «ааа» и прикусываем кончик языка (поймали мышь за хвост).

Чтобы заинтересовать ребенка, артикуляционные упражнения нужно превратить в занимательные развивающие игры. Такие игры могут быть индивидуальными и коллективными, а могут принимать форму соревнований.

Один комментарий к “Артикуляционная гимнастика в детском саду”

  1. Основной комплекс направлен на выработку основных движений и положений органов артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика проводится во всех возрастных группах, но требования к проведению артикуляционной гимнастики и к выполнению упражнений детьми на каждом возрастном этапе различны. Дети второй младшей группы, должны усвоить простейшие навыки, развивающие и совершенствующие движения артикуляционного аппарата.

Добавить комментарий