Занимаясь коррекцией речи с детьми, родителям бывает иногда трудно удержать их внимание, заинтересовать занятием и добиться доведения формируемых навыков до автоматизма. Избежать этих трудностей можно, используя логопедические занятия по сказкам (логосказки), которые представляют собой интерактивный обучающий процесс, требующий активного участия ребенка в ходе повествования. Логосказки являются универсальным методом, их можно использовать как полноценное занятие или в качестве дидактической развивающей игры.
Основные цели логосказок:
- Обогащение словарного запаса и развитие разговорной речи.
- Тренировка и формирование правильного звукопроизношения.
- Активизация мыслительных процессов: фантазии, памяти, внимания.
- Нравственное и эстетическое воспитание детей.
Виды логосказок и их задачи:
- Артикуляционные − тренировка мышц речевых органов.
- Фонетические − тренировка правильного произношения отдельных звуков.
- Лексические − обогащение детского словарного запаса, формирование и развитие связной речи.
- Пальчиковые − развитие моторики рук и пальцев.
В логопедические занятия по сказкам рекомендуется включать упражнения на развитие и формирование психофизических функций:
- Психогимнастика (например, покажи, как испугался зайчонок или как рассердился мишка);
- Упражнения на координацию движений с речью и дыхательные упражнения;
- Релаксация (кошечка легла на травку, свернулась клубочком и греется на солнце).
В качестве логосказок можно использовать народные или авторские сказки, детские рассказы или же придумать сюжет самостоятельно. Для того чтобы максимально заинтересовать ребенка, можно разыграть настоящий спектакль, в котором детки станут участниками и зрителями.
Пример логосказки «Приключения девочки Маши»
В одной деревне жила-была маленькая Маша. Однажды она отправилась в лес по грибы.
Упражнение «Грибок»
Ребенок должен улыбнуться, слегка пощелкать языком и присосать язычок к небу.
Грибов на полянке было видимо-невидимо и Маша набрала полную корзинку. На улице начало темнеть, значит, пора возвращаться домой. Вдруг в лесу начался сильный дождь.
Нужно улыбнуться, приоткрыв зубки, и широким языком пошлепать по губам, произнося «пяпяпя».
Девочка спряталась от дождя под большое раскидистое дерево и увидела дятла.
Упражнение «Дятел»
Ребенок открывает ротик, улыбается и кончиком языка быстро касается верхних зубов, произнося «дэдэдэ».
Пока Машенька наблюдала за дятлом, дождь прошёл и она отправилась по тропинке домой. Маша шла, шла и увидела небольшую речку.
Ребенок должен приоткрыть рот и улыбнуться, а затем положить расслабленный язык на нижнюю губку.
А на берегу грелась на солнце большая-пребольшая лягушка.
Упражнение «Жаба ловит комара»
Ребенок несколько раз улыбается с напряжением, быстро высовывая язык изо рта.
Машенька никогда не видела таких больших лягушек, она захотела рассмотреть ее поближе, но лягушка испугалась и спрыгнула в воду. Девочка наклонилась над водой и увидела маленьких серебристых рыбок, которые начали махать ей хвостами.
Упражнение «Маятник»
Ребенок улыбается, зубы разомкнуты. Язык высовывает изо рта и качает им как маятником из правого угла рта в левый.
Маша помахала рыбкам рукой (ребенок машет ручкой) и пошла домой.