Как научить ребенка делить добро и зло

Как научить ребенка делить добро и зло

Морально-нравственное воспитание детей неотъемлемо связано с формированием умения различать такие понятия, как добро и зло. Причем целью должно быть не просто ограждение от неправильного выбора, но и распознавание тонкой грани между этими понятиями.

Первые азы познаний о добре и зле детки черпают от своих близких людей – родителей, бабушки и дедушки, няни. На основании именно их поведения у детей формируются моральные и нравственные ценности. Как же научить ребенка делить добро и зло? Конечно, с детками можно выучить различные правила, а затем проверить, достаточно ли хорошо они их усвоили, но вызвать желание следовать этим правилам и сформировать определенную манеру поведения можно, только подавая личный пример.

3+

Определенная сложность для родителей заключается в создании правильной мотивации ребенка. Например, не нужно драться не просто потому, что так нельзя поступать, а потому, что в драке мы причиняем боль другому человеку. Родители должны помочь ребенку сформировать собственные внутренние убеждения о добре и зле.

Детская психология считает, что психика малышей с возрастом претерпевает изменения, поэтому учить морально-этическим правилам и нормам необходимо сообразно возрастным особенностям ребенка.

Как рассказать ребенку что добро и что зло
Как рассказать ребенку что добро и что зло
  • До 2-х лет

В этом возрасте необходимо формировать простейшую модель поведения, основанную на запретах и разрешениях.

  • С 2-х до 5 лет

Детки еще только начинают понимать, что значит «хорошее» и «плохое» поведение. Хвалите ребенка, и он обязательно захочет вас порадовать. В этом возрасте нужно формировать понятия о щедрости и правдивости.

  • С 5 до 10 лет

Этот период характеризуется формированием социальных качеств. То есть именно он наиболее благоприятен для того, чтобы привить ребенку представления о добре и зле. Конечно, сложные философские понятия ребенок еще усвоить не сможет, но вполне достаточно будет и основных моральных дилемм, с которыми обычно сталкиваются люди в обществе. Нравственный выбор, помощь больным и старикам, милосердие, благородство, подлость, гордость – все эти и многие другие понятия ребенок уже сможет понять, проанализировать, «примерить» на себя. Чтобы процесс этот проходил эффективно и интересно, родителям нужно читать с крохой книги, подходящие для данного возраста – как правило, в них затрагиваются все эти проблемы. Ну и, конечно, обсуждать все, что происходит в школе и дома, что кроха видит на улице, в мультиках или кино, не пытаясь отговориться усталостью или занятостью.

  • С 10 до 12 лет

В этом возрасте на становление характера ребенка огромное влияние оказывает школьный коллектив и улица. Именно поэтому родителям следует быть особенно твердыми в некоторых важных нравственных вопросах, не пуская формирование личности ребенка на самотек.

Как правильно научить ребенка различать добро и зло

Как правильно научить ребенка различать добро и злоКонечно, ни одному родителю не хочется растить будущего драчуна или вора, но и в то же время не хочется, чтобы ребенок стал трусом и слюнтяем. Морально-нравственное воспитание детей – это тонкая грань, которая разделяет субъективные представления человека о добре и зле, его основная цель заключается в формировании таких качеств, как порядочность, воспитанность, активность и уверенность в себе, самокритичность, готовность прийти на помощь.

Определение добра и зло при воспитании малыша

На что же родителям нужно обратить внимание

  • Формируем адекватную самооценку.
  • Воспитываем чувство уважения к окружающим людям. Это позволит ребенку осознавать последствия собственных действий.
  • Помогаем малышу установить контакт со сверстниками с точки зрения равноправного партнерства.
  • Устанавливаем понятные и твердые правила поведения. Совершая какое-либо действие, ребенок должен точно знать, что его ожидает – похвала или наказание.
  • Поощряем выражение эмоций, душевность, желание помочь в тех случаях, когда они уместны.

6+

  • Развиваем способности и умения справляться с трудностями и исправлять ошибки.
  • Поощряем размышления на морально-этическую тему, ребенок должен понимать, почему он обязан придерживаться моральных правил и норм.
  • Подчеркиваем, что в любой ситуации у человека есть выбор и он может изменить исход ситуации.

 

Добавить комментарий