Роль ребенка в воспитании ребенка в детском саду

Психология воспитания выделяет непосредственные и косвенные методы воздействия на детей. Непосредственные методы подразумевают умышленное действие на психику малыша (поощрение, замечание, внушение, наказание, воспитательные беседы и т. д.), они влияют на детское сознание. Косвенное воспитание предполагает создание специальной воспитательной обстановки и оказывает влияние на подсознание человека. Одним из важнейших косвенных методов воспитания является подражание. Именно на этом методе базируется методика «Старший воспитывает младшего», которая раскрывает важнейшую роль ребенка в воспитании ребенка в детском саду.

Роль ребенка в воспитании ребенка в детском саду

В основе этой методики лежит представление о том, что в совместной работе старшие дети являются наглядным примером для младших деток, они должны принимать активное участие в играх, занятиях, обсуждениях и исследованиях. Разница в возрасте между детьми не должна превышать 3-х лет, иначе старшим деткам будет не интересно возиться с малышами. Практику воспитания в разновозрастных группах широко используют детские сады Монтессори. Попадая в такую группу, младший ребенок четко видит, к чему ему нужно стремиться, и понимает, что если другие детки это делают, то и он сможет выполнить задание, а старшие дети (инструкторы) развивают при этом чувство ответственности и самоуважения.

1+

Основные принципы методики

  • Быть примером для младших детей – это весьма почетное и уважаемое звание.
  • Старшие детки должны ощутить на практике все ценности сотрудничества с воспитателями и младшими товарищами по играм.
  • Для того чтобы перенимание опыта было более плодотворным, занятия проводятся по группам (2 старших ребенка на 4-5 младших).
  • Общение старших и младших деток должно быть как можно более естественным.

Использование методики «Старший воспитывает младшего» в семье

Использование методики старший воспитывает младшего в семье
Метод воспитания старший воспитывает младшего

Многие родители считают, что недопустимо нагружать старшего ребенка заботами о младшем, так как это, по сути, лишает первенца детства. Но в то же время заботы о малыше приучают старших детей к ответственности и повышают их собственную значимость в семье. На самом деле, роль ребенка в воспитании ребенка очень важна в семейном воспитании, но только при условии правильного поведения родителей.

Типичные ошибки в воспитании младших и старших детей

Типичные ошибки в воспитании младших и старших детей

  • Отрицание самобытности младшего ребенка. Как правило, от первенца остается много одежды, большинство из которой надевалось один – два раза или вообще ни разу. Во многих семьях вся эта одежда вместе с игрушками переходит «по наследству» к малышу, вызывая у него обиду на старшего брата (сестру), ведь у него все было новое, а ему достались обноски. В этом случае старший ребенок будет не примером для подражания, а объектом зависти.
  • Частое сравнивание младшего со старшим не в пользу одного из них. Младшему ребенку совсем необязательно знать, что старший в его возрасте был более аккуратным, развитым, самостоятельным и т. д. Это развивает чувство неприязни и неполноценности, что препятствует приобретению новых знаний или навыков. Хвалите детей, но не принижайте достоинство одного из них, чтобы увеличить достижения другого. Например: «Смотри, как Настенька красиво рисует! Какая у тебя сестричка – молодец! Мне кажется, что и у тебя может получиться не хуже».
  • Нельзя старшего ребенка нагружать ответственностью за младшего: «Если с ним что-то произойдет – ты виноват!». Родители должны привлекать первенца к уходу за младшим братиком или сестричкой, но ни в коем случае нельзя перекладывать на него всю ответственность. Старший  ребенок должен оставаться ребенком, он тоже нуждается в родительской любви и заботе.

Конечно, невозможно старших и младших детей воспитывать в совершенно одинаковых условиях, но, по крайней мере, у них должны быть равные права. Только в этом случае старший ребенок захочет быть наставником и инструктором для младшего, а младший захочет учиться на его примере.

Добавить комментарий