Психология детского рисунка

Психология детского рисунка — как расшифровать

Практически все детки очень любят рисовать. Самые удачные рисунки родители обычно оставляют на память, а остальным просто не придают особого значения. Но в то же время, внимательно рассмотрев рисунок ребенка, можно понять то, что малыш не расскажет даже в самом доверительном разговоре. Во время рисования дети чувствуют свободу, все запреты отступают, и им удается выразить через рисунок то, что не получается выразить словами.

Анализ детских рисунков

Анализ детских рисунковНесмотря на обилие информации о рисуночных тестах, родителям все же трудно оценивать и анализировать творчество детей. Психология детского рисунка – это достаточно сложная наука, поэтому даже детские психологи, использующие в своей практике рисуночные методики, должны обладать соответствующей квалификацией и опытом работы в данном направлении. Однако родители, рассматривая творческие работы детей, могут почувствовать общее настроение ребенка, уловить его нервозность или тайное напряжение. На какие же факторы следует обратить внимание, рассматривая изображения?

Цветовая гамма

Цветовая гамма у детских рисунков
О чем говорят цвета в детских рисунках

Детки до 3-х лет еще не осознают форму предмета, но хорошо чувствуют цвета. Обычно маленькие дети пользуются всего пятью основными цветами. Если малыш использует более широкую цветовую гамму, то это свидетельствует о его чувственной натуре, а если ребенок довольствуется 1-2 цветами, то это говорит о подавленности и тревожности. В зависимости от того, какие цвета преобладают в рисунке, можно судить об эмоциональном состоянии малыша.

  • Желтый – это цвет оптимизма, веселья, жизнерадостности.
  • Зеленый – малыш спокоен и расслаблен.
  • Красный цвет свидетельствует о возбудимости и агрессии.
  • Синий – ребенок ушел в себя и сосредоточен на каких-то своих внутренних проблемах, он скучает или ему чего-то не хватает.
  • Черный цвет – это цвет подавленности и отрицательных эмоций.
  • Коричневый цвет сигнализирует о психологическом или физическом дискомфорте.
  • Серый цвет говорит о безразличии ребенка, отсутствии у него каких-либо эмоций.

Повторяющиеся предметы

Повторяющиеся предметы в детских рисункахВряд ли родители смогут разобраться в кружочках, черточках и других «каляках», которые рисуют маленькие детки, такие рисунки неосознанны и малоинформативны. Смысловую нагрузку несут только рисунки детей старше 3-х лет. Хорошие детские психологи отмечают, что наиболее информативными являются предметы, часто повторяющиеся в рисунках малыша. Чтобы их выявить, необходимо просмотреть около 10 детских рисунков.

6+Итак, если ребенок старше 5 лет часто рисует каракули, то это является свидетельством внутреннего хаоса чувств и ощущений. Возможно, ребенок стоит на пороге важного решения. Если малыш часто рисует различные домики, то это говорит о любви к порядку и педантичности. Малыш, рисующий заборы, стремится отгородиться, спрятаться, убежать, у этого ребенка очень сильная потребность в спокойствии, которого он не может достичь. Детки, которые рисуют лица, головы или фигурки людей, весьма общительны и с удовольствием заводят новые знакомства. Если рисунки малыша отличаются множеством дополнительных декоративных элементов, украшений и т. п., то это указывает на желание всегда быть в центре внимания.

Манера рисования ребенка

Манера рисования ребенкаПсихология детского рисунка весьма многогранна, и помимо преобладающей цветовой гаммы и отдельных предметов, особое значение в анализе детского творчества является манера рисования.

  • Самоисправление, не ведущее к улучшению композиции рисунка, свидетельствует о высокой тревожности, нервозности, неуверенности в своих силах.
  • Слабая сила нажима во время рисования, низкая детализированность изображений говорит о быстрой утомляемости и чувствительности.
  • Если один и тот же рисунок выполнен с разной силой нажима, то это говорит об эмоциональной неустойчивости ребенка.
  • Импульсивные детки рисуют размашистыми штрихами с грубыми нарушениями симметричности линий.
  • Если вся композиция рисунка смещена к одному краю листа, то это говорит о неуверенности ребенка.

Чтобы чтение рисунка было максимально правильным, следует довериться своим ощущениям и чувствам. Какие эмоции вызывает у вас рисунок ребенка, какими бы словами вы его описали? Ответы на эти вопросы помогут родителям объективно оценить творчество малыша.

 

Добавить комментарий