Память – это один из важнейших видов умственной деятельности, основная функция которого заключается в накоплении и сохранении различной информации. Память возникает примерно в двухмесячном возрасте, это так называемая инстинктивная память. Например, когда мама берет на руки малыша, он затихает и начинает искать грудь. Через несколько месяцев память ребенка переходит на следующую стадию – узнавание. Годовалый малыш уже способен запоминать события за последние 2 – 3 дня, а к трем годам – за последние несколько месяцев. Именно с этого возраста нужно приступать к тренировке детской памяти в детском саду. Она очень пригодится ребенку в школе, где уже с первого класса на детей обрушивается лавина информации.
Повторяем вслух — упражнение для развития памяти
Это одно из наиболее действенных упражнений для развития кратковременной памяти, оно заключается в многократном повторении какой-либо информации вслух. Например, во время чтения ребенку сказки или рассказа остановитесь и попросите его пересказать прочитанное. Не следует устраивать пересказ каждой страницы, это может быстро надоесть малышу и утомит его. Конечно, в первый раз ребенку будет трудно пересказать прочитанное и он может не понять смысла задания, поэтому задавайте наводящие вопросы: «Куда шла Красная Шапочка? Что она несла бабушке? Кого встретила в лесу?».
В следующий раз вручите крохе книжку с картинками и попросите по ним вспомнить содержание сказки. Хорошо, если дома найдутся игрушки, похожие на героев сказки. Можно с их помощью разыграть небольшой спектакль по мотивам сказки, заодно закрепив в памяти ее содержание.
Системное запоминание
Эта методика применяется для развития долговременной памяти и заключается в создании ассоциативного ряда. Многие центры развития детей для облегчения запоминания используют мнемотехнику. Ее суть состоит в иллюстрации слов или словосочетаний в виде мнемотаблиц. Например, ребенку нужно выучить такое стихотворение:
Маша нашему малышке
Сшила новые штанишки,
Сшила шубку, сшила шарф
Для Мишутки-малыша.
Мнемотаблица для облегчения запоминания данного стихотворения может содержать следующие рисунки: девочка, игла с ниткой, штаны, игла с ниткой, шуба, шарф и игрушечный мишка.
Что изменилось — тренируем зрительную память
На этом упражнении строятся различные развивающие игры, тренирующие зрительную память. Например, игра «Сыщики»: перед детьми раскладывают картинки с разными изображениями (одежда, фрукты, машинки и т.д.), просят детей запомнить их и отвернуться (закрыть глаза). Водящий убирает одну из картинок и просит игроков определить, какой картинки не хватает. Это упражнение можно усложнить, если поменять оставшиеся картинки местами и попросить ребят выложить их в исходном порядке. В игре «Портрет» участники должны выбрать ведущего и запомнить его внешность. Затем ведущий выходит за дверь и что-то меняет в своей внешности (снимает свитер, зачесывает по-другому волосы.), а затем возвращается. Игроки должны определить, что же изменилось.
Опиши картинку — развиваем зрительную память
Ребенку показывают любую картинку (желательно, чтобы на ней было изображено более 5 предметов) и просят малыша запомнить ее. Затем картинку убирают, а ребенок должен описать увиденное.
Все упражнения для памяти для детей достаточно просты и не требуют предварительной подготовки. Их можно использовать как в групповой, так и в индивидуальной работе с детьми.