Общение детей со взрослыми в садике и дома

Общение детей со взрослыми в садике и дома

Начиная с самого рождения, ребенок постепенно входит в сферу социальных отношений, где немаловажным фактором успешности является развитие коммуникативных навыков.

Роль общения со взрослыми

Общение детей со взрослыми начинается гораздо раньше, чем со сверстниками, поэтому оно оказывает важнейшее влияние на формирование личности ребенка. А именно:

  • ускоряет формирование различных навыков и умений;
  • способствует развитию речи;
  • позволяет исправить дефекты воспитания детей;
  • служит источником информации об окружающем мире;
  • является источником слуховых, тактильных и сенсорных воздействий.
Культура общения детей
Культура общения детей

Формы общения

Социализация ребенка происходит по мере изменения форм его общения со взрослыми людьми. Всего выделяют четыре формы общения.

  • Ситуативно — личностное общение (возраст ребенка 0-6 месяцев)

В этом возрасте малыш еще не может выступать инициатором общения, но он обладает способностью эмоционально воспринимать слова взрослых. Так, опека, ласковое и нежное обращение вызывает у него радостные чувства, а крики и агрессия − страх и раздражение. Детские психологи выяснили, что физическое и умственное развитие новорожденного ребенка напрямую зависит от сложившейся обстановки в семье и отношении к нему родителей. Эта форма общения ограничена рамками сложившейся ситуации, при которой мотив контакта заключается в удовлетворении детских нужд и потребностей.

  • Ситуативно-деловое общение (6-24 месяца)

Главная особенность ситуативно-делового общения заключается в практическом взаимодействии детей и взрослых. Причем речь должна идти не просто об оказании помощи малышу, а о соучастии взрослого в детских проблемах. Например, не просто помогайте ребенку одеться, а научите его одеваться самостоятельно.

  • Внеситуативно-познавательное общение (возраст 3-5 лет)

Как избежать проблем после общения ребенка с бабушкамиПо мере взросления потенциал детских возможностей расширяется. Характерной особенностью общения является заинтересованность детей не только различными предметными объектами, но и их свойствами. Речь на этом этапе выступает инструментом в познании окружающего мира, поскольку малыш может не просто выслушивать рассуждения взрослых, но и задавать им вопросы. При этом родители должны понимать, что их реакция на вопросы малыша может как инициировать, так и тормозить познавательную активность ребенка.

  • Внеситуативно-личностное общение (6-7 лет)

В этом возрасте общение детей со взрослыми достигает высшей точки развития, поскольку его мотивацией служат не только предметы, но и окружающие люди. При этом общение не включается в какую-либо иную деятельность и происходит эпизодически. Взрослый выступает в качестве судьи, с которым малыш желает согласовать свое отношение к поступкам других людей или к социальным явлениям.

Общение ребенка с бабушкой

Общение ребенка с бабушкойБезусловно, первейшая роль в воспитании детей принадлежит родителям ребенка, но не стоит при этом забывать о преемственности поколений. Так, при появлении ребенка в молодой семье бабушки вносят значительный вклад в уход и воспитание детей.

Общений ребенка с бабушкой и дедушкой помогает в реализации следующих задач:

  • духовно-нравственное воспитание;
  • сохранение истории семьи;
  • помощь и поддержка в трудных жизненных ситуациях;
  • разрешение внутрисемейных конфликтов.

Бабушка – это символ стабильности семейных отношений, незыблемой опоры, на которую можно положиться. Малыш чувствует в ней союзника, друга, который всегда (во всяком случае, чаще, чем родители) будет на пего стороне, защитит и поддержит в любой ситуации. Ни один детский сад не даст ребенку того, что может дать любящая и заботливая бабушка.

Основные модели общения бабушек с детьми

Основные модели общения бабушек с детьмиКонечно, бабушки не все одинаковые. Они по-разному общаются с внуками. Можно даже выделить несколько моделей такого общения.

  • Бабушка-альтруист. Это безотказные бабушки, во всем потакающие внукам, причем часто в ущерб себе и своему здоровью. Итог: абсолютно избалованный ребенок, который не знает слова «нельзя».
  • Бабушка-тиран. Такая бабушка знает все о воспитании детей и уходе за ними, не ленится раздавать советы на все случаи жизни, которые больше похожи на приказы. Такой натиск очень трудно выдержать не только ребенку, но и взрослому человеку, поэтому частое общение с бабушкой-тираном способствует развитию неуверенности в себе, несамостоятельности, зависимости.
  • Бабушка-приятель. Бабушка потворствует шалостям внука и не чувствует никакой ответственности за него. В отличие от бабушки-альтруиста бабушку-приятеля раздражают детские проделки, но они не могут с ними справиться. В итоге дети буквально «ходят на головах», а бабушки разводят перед родителями руками и говорят, занимайтесь, мол, воспитанием самостоятельно.
  • Бабушка-руководитель. Это настоящая опора родителям в воспитании ребенка. Она не настолько навязчива, как бабушка-тиран, и склонна к компромиссам, но и не безотказна, как бабушка-альтруист, и может настоять на своем. Бабушка-руководитель гибко и гармонично выстраивает отношения с детьми.

Как избежать проблем?

Роль общения со взрослымиМногие родители ограничивают общение ребенка с бабушкой, поскольку после этого малыш становится неуправляемым, капризным или нервным. Как же избежать семейных конфликтов со старшим поколением в плане воспитания детей?

  • Прежде всего, родителям необходимо выяснить, чему бабушка намеревается учить ребенка.
  • Спросите у малыша, чем он занимался у бабушки, что ему понравилось, а что – не очень.
  • Если бабушка формирует у ребенка недопустимую, по вашему мнению, модель поведения, поговорите с ней. Во время такого разговора акцентируйте внимание на положительных качествах бабушки как воспитателя. Так, если бабушка любит читать книги, то попросите больше читать с ребенком, учить с ним стихотворения, если бабушка увлечена театром, то попросите сводить туда внука и т. п.
  • Выстраивая отношения ребенка с бабушкой, родители ни в коем случае не должны задеть авторитет старшего поколения. Взрослому ребенку необходимо объяснить, что у бабушки есть свои взгляды, которые нужно принимать и уважать, даже если не разделяешь их.

Культура общения детей

Близких людей связывают семейные традиции, совместный отдых и развлечения, поэтому культура общения ребенка формируется на примере семьи. Если малыш научится общаться с родителями, бабушками, дедушками и другими родственниками, то эту же манеру общения он будет использовать и в отношении незнакомых людей. Общение ребенка с бабушкой духовно и эмоционально обогащает малыша, формирует у него опыт общения с людьми разных поколений с различными культурными ценностями.

Добавить комментарий