Самообслуживанием называются действия, которые обращены на удовлетворение собственных нужд: соблюдение личной гигиены, культура приема пищи, смена одежды. Именно с развития навыков самообслуживания начинается трудовое воспитание детей.
С каждым годом становясь старше, ребенок проявляет все больше самостоятельности и учится заботиться о себе. Конечно, сначала у деток многое не получается сделать правильно, не стоит ругать их за это или бежать к ним на помощь. Навык формируется при многократном повторении действия, поэтому следуйте правилу: «Не получилось − сделай еще раз».
В каком возрасте следует развивать навыки самообслуживания ребенка?
Детки старше 1-го года уже проявляют первые зачатки самостоятельности. Детские психологи рекомендуют родителям именно в этом возрасте поощрять инициативу детей и развивать навыки самообслуживания. В течение первых четырех лет жизни малыша он должен овладеть следующими навыками:
- Пользоваться столовыми приборами. Примерно в 14 месяцев многие детки пытаются кушать самостоятельно. В 4-х летнем возрасте ребенок должен уметь пользоваться столовыми приборами «как взрослый».
- Одеваться и раздеваться. Этими навыками малыш должен овладеть в 2,5 годам.
- Умываться и чистить зубы. Примерно с двух лет детки начинают проявлять желание самостоятельно участвовать в этом процессе. Как правило, окончательно навыки личной гигиены формируются к 4 годам, но контролировать умывание и чистку зубов родители должны до 8 лет.
- Ходить на горшок. Подавляющее большинство деток к 26 месяцам полностью приучаются к горшку, это выражается в правильном осознании естественных позывов организма и умении надевать и снимать трусики и штанишки.
Методические приемы формирования навыков самообслуживания
- Демонстрация последовательности действий
Взрослый должен медленно показать, как нужно выполнить то или иное действие, при этом ребенок должен быть не просто пассивным наблюдателем, а принимать участие в выполнении всех движений.
- Объяснение
Каждое действие должно подробно объясняться, это способствует закреплению навыков и отработке точных движений.
- Систематическое повторение
При регулярном повторении одних и тех же движений навыки самообслуживания ребенка доводятся до автоматизма. При этом важно, чтобы умываясь, одеваясь или собирая игрушки, последовательность действий малыш не нарушал.
- Контроль над выполнением и закреплением навыков
Это важнейший этап, на котором от родителей требуется проявлять терпение и педагогический такт. Ни в коем случае нельзя ругать ребенка, если качество выполнения трудовых навыков снизится. В такой ситуации следует использовать метод общего напоминания: «Умойся так, как я тебя учила», «Вспомни, как правильно одеть штанишки». Этот метод активизирует мыслительные процессы, побуждает ребенка вспомнить, в какой последовательности нужно выполнить действия.