Популярные роботы-трансформеры, куклы Винкс и Монстер Хай далеко в прошлое отодвинули русские народные игрушки, которые играют важную роль в воспитании детей. Но именно поэтому народная игрушка в детском саду находится в списке обязательных дидактических пособий – где еще кроху познакомят с матрешками, например?
Народные игрушки весьма оригинальны и интересны, их история тесно связана с фольклором и народным творчеством. На протяжении многих веков игрушки изменялись, символизируя национальные особенности, культуру и своеобразие русского народа. Их мастерили из глины и дерева, соломы и пеньки, их расписывали декоративными узорами, характерными для каждой отдельной местности.
Народная игрушка в детском саду − ее цели и задачи
Задачи игрушек просты, но в то же время очень важны:
- приобщение деток к русской культуре;
- воспитание детей в духе патриотизма, формирование чувства гордости за свой родной край;
- развитие эстетического вкуса и восприятия народного искусства;
- развитие познавательного интереса и творческого воображения.
Выставка народных игрушек
Выставки в ДДУ − это не только способ продемонстрировать достижения маленьких умельцев, но и отличный повод для общения и совместной деятельности родителей и малышей. Так, в рамках ознакомления дошкольников с народными традициями в детских садиках организуют выставки русской игрушки.
Народные игрушки на тематических выставках могут быть представлены образцами деревянных (городецкие, семеновские и богородские) и глиняных игрушек (дымковские, каргопольские, филимоновские, калининские), а также матрешками (загорскими или семеновскими).
Работа с детьми в детском садике
Организовывая такую выставку, воспитатель должен помнить о самом главном − подлинности русской народной игрушки, которая является важной составной частью духовной жизни народа.
Прежде всего, необходимо познакомить деток с историей вашего края, как можно ярче передав ту среду, в которой родилась народная игрушка. Обязательно необходимо обратить внимание дошкольников на цвета, которые использовали мастера различных местностей для росписи игрушек, поскольку они несут символичный смысл и отражают глубокий замысел. Например, голубой цвет символизирует чистоту неба, зеленый − зелень травы и деревьев, красный − здоровье, желтый − тепло и солнце.
Тематические занятия могут включать рассказы на тему народного искусства, просмотр тематических фильмов и мультиков, исполнение и прослушивание музыкальных произведений, выполненных с помощью особых игрушек-свистулек.
Также можно использовать дидактические и развивающие игры, например, игру «Составь свой орнамент».
Игрушки для выставки стоит подготовить вместе с малышами – слепить из глины или пластилина, нарисовать, склеить из легких деревянных пластинок.
Работа с родителями
Если изготовление игрушек планируется выполнять не в ДДУ, а дома с родителями, то накануне выставки следует провести практический семинар, на котором педагоги знакомят пап и мам с видами, особенностями и образцами русских игрушек.
Танец игрушек в детском саду — цели и задачи
Изготовление народной игрушки неразрывно связано с другими видами народного творчества − песнями и танцами. Именно поэтому праздник игрушки в ДДУ рекомендуется сопровождать танцевальными и театрализованными постановками: танец с матрешками, танцы под бубенцы и хохломские ложки.
Отдельное внимание стоит уделить самой известной из игрушек − дымковской, в честь которой назвали популярный танец. Важные и сдержанные движения, хороводы и пляски как нельзя лучше передают танцевальный сюжет «Дымковской игрушки». Подготовку к празднику лучше начать не менее чем за два месяца, чтобы детки успели выучить танцевальные движения и песни.