Популярные методики и системы Монтессори и Железновых

В последнее время большой популярностью пользуется методика развития ребенка М. Монтессори, основанная на индивидуальном подходе к каждому малышу. Не у всех родителей есть возможность устроить малыша в специализированный детский сад Монтессори, но аналогичную среду для воспитания можно создать дома.

Популярные методики и системы Монтессори и Железновых

Приобретение полного методического комплекта будет сопровождаться серьезными финансовыми расходами, кроме того, для его установки необходимо наличие свободного пространства. Именно поэтому система Монтессори дома предполагает использование простейших развивающих упражнений и самодельных дидактических материалов, которые идеально подходят для деток от рождения до 5-6 лет.

Родители должны позаботиться о разделении детской комнаты на обособленные зоны:

  • математическая зона (карточки с цифрами, счеты, логические игрушки);
  • зона развития речи (книги, азбука, доска с мелом);
  • сенсорная зона (разнофактурные предметы, тактильные мешочки, «тарахтелки»);
  • природная зона (картинки с животными и растениями, живой уголок);
  • спортзона (мячи, гантельки, скакалка и т.п.).
Основные правила системы Монтессори дома
Какие надо соблюдать правила при работе по системе Монтессори

Основные правила системы Монтессори дома

  • Приучаем ребенка к порядку. Объясните малышу, что, прежде чем перейти к новой игрушке, он должен убрать все, с чем играл до этого.
  • Основная роль Монтессори-педагога заключается в наблюдении за детьми, поэтому во время занятий родители должны предоставить малышу как можно больше самостоятельности.
  • Родители должны запастись терпением, ведь упражнения, кажущиеся легкими для взрослых, могут представлять сложность для детей. Не стоит сразу вмешиваться, если у ребенка не получается выполнить задание с первого раза. Основной принцип системы Монтессори гласит: «Помоги мне это сделать самому».
  • Предоставьте малышу возможность самостоятельно выбирать материалы для работы, развивающие игры и длительность занятий с ними.
  • Не нужно превращать занятия в рутину, приступайте к ним, только когда у ребенка будет соответствующее настроение.

Игры и игршки Монтессори

Игры и игрушки Монтессори

Игрушки-застежки

Это различные подушечки или коврики, на которые нашивают липучки, кнопки, пуговицы, крючки. Такие игрушки отлично развивают мелкую моторику.

Игра «Найди крышку»

Цель игры – развитие координации движений и мелкой моторики.

Ребенку демонстрируют несколько разнокалиберных бутылочек или баночек с крышками. Взрослый снимает крышки с бутылок, а затем закручивает их. Опять снимает крышки, перемешивает их и предлагает малышу подобрать подходящую крышку к каждой бутылке.

Ловим «рыбку»

В ванну кидают кусочки пенопласта (рыбки), малыш должен выловить их шумовкой или сачком и сложить в ведро. «Рыбок» можно сравнивать по размеру и по форме.

Крупяные мешочки

Из натуральных тканей шьются мешочки и заполняются различными крупами: гречкой, рисом, фасолью, горохом и т. п. Такие мешочки развивают тактильные ощущения, крупную и мелкую моторику, их можно использовать для малышей старше 3-х месяцев.

Коробочка с лоскутками

Цель этой игрушки состоит в утончении тактильных ощущений. Для ее создания понадобится пустая картонная коробка, в которую помещают по два кусочка разных тканей (например, шерсть, шелк, хлопок и т. п.). Взрослый из коробки выбирает кусочек ткани и предлагает ребенку пощупать его. Задача малыша – выбрать такую же ткань из коробки. Упражнение можно усложнить, завязав малышу глаза.

Методика Железновых в детском саду

Методика Железновых в детском саду

Одной из наиболее популярных методик раннего развития является методика  «Музыка с мамой», которая не подразумевает обучение детей в какой-либо узкой области знаний (например, музыкальное образование или обучение рисованию и письму), а способствует всестороннему развитию ребенка. Авторы этой методики, Екатерина и Сергей Железновы, стержневым моментом своих занятий сделали музыкальный подход. Все упражнения, развивающие игры и занятия проводятся под музыку и песни. Яркие интересные тексты упражнений и веселая заводная музыка создает благоприятную атмосферу для детского творчества и развития. У деток формируется правильный и четкий темп речи, совершенствуется произношение, развивается чувство ритма, слуховая и образная память. Методика Железновых оказывает заметный оздоравливающий эффект на организм ребенка, укрепляет опорно-двигательный аппарат, формирует красивую осанку, учит деток концентрировать внимание.

Основные принципы методики Железновых

Основные принципы методики:

  • Для эффективного включения ребенка в деятельность большое значение имеет участие родителей в занятиях.
  • Развитие моторики активизирует умственную деятельность и способствует развитию речи.
  • Результативность развивающих занятий повысится, если они будут иметь музыкальное сопровождение и включать танцевальные или физические упражнения.
  • В работе используются фонограммы, поскольку педагоги и родители должны принимать активное участие в занятиях и танцах.
  • Главным критерием отбора звуковых материалов являются детские предпочтения. Допускается использование классической и современной танцевальной музыки.
  • Нельзя заставлять ребенка насильно выполнять упражнения, взрослые должны вызвать у малыша интерес к занятиям.

Пальчиковые игры

Такие игры проводят, сидя друг напротив друга так, чтобы лицо ребенка находилось на одном уровне с лицом родителя. Взрослый поет под фонограмму и выполняет движения пальцами в такт музыке, а малыш повторяет за ним. По мере усвоения ребенком упражнений, темп их можно ускорять.

Пальчиковые игры можно проводить разными способами:

  • Движения выполняет только взрослый, а ребенок наблюдает за ним. Такой вариант игр подходит для самых маленьких деток.
  • Взрослый, напевая песню, выполняет упражнения пальчиками ребёнка.
  • Ребёнок, повторяя действия взрослого, выполняет упражнения самостоятельно.

Пальчиковые игры способствуют развитию моторики, активной связной речи, музыкального слуха и детских творческих способностей.

Песенки-игры

Песенки-игры можно использовать с первого месяца жизни малыша, в этом возрасте они напоминают массаж и должны длиться максимум 5 минуты. Мама ласково поглаживает ручки малыша от плеча к маленьким пальчикам, ножки − от бедра к ступням, а спинку − от затылка к копчику. При этом нужно тихонько подпевать в такт со своими действиями. Ритмичные движения, сопровождающиеся песней, развивают слух, формируют адекватную реакцию на слова и действия взрослого.

Подвижные игры

Подвижные игры включают музыкальные физические разминки, игры с колокольчиками, бубном и другими предметами, а также хороводы, марши, жмурки, салки и любые другие игры, которые проводят под музыку. Подвижные игры по методике «Музыка с мамой» можно проводить как в групповом варианте, так и в виде индивидуальных занятий, что значительно расширяет сферу их применения.

На сегодняшний день методика Железновых широко распространена в России и за рубежом. Практика показывает, что детки, которые занимаются по этой методике, опережают ровесников в умственном и психомоторном развитии. Многие центры развития детей, уже не одно десятилетие использующие методику «Музыка с мамой» в своих занятиях, подтверждают ее эффективность.

Добавить комментарий