Детская психология – это раздел возрастной психологии, посвященный особенностям духовного и психического развития детей. Основным предметом изучения являются закономерности формирования различных видов детской деятельности.
Процесс физического и психологического развития детей происходит неравномерно и характеризуется стабильными и критическими периодами (кризисы). Кризисом называют переход человека на качественно новый уровень мировоззрения. Детские психологи выделяют несколько кризисов детства, которые происходят в возрасте 1-го года, 3-х лет, 5 и 7 лет.
Характерные особенности критических периодов:
- быстрая утомляемость;
- раздражительность;
- агрессивность;
- стеснительность и скрытность;
- кривляние, манерность;
- неуверенность в себе;
- беспричинная боязнь;
- беспокойство.
Кризисы могут длиться несколько недель или месяцев, проходить очень бурно или спокойно − все это зависит от индивидуальных особенностей малыша. Наиболее значимыми для психического здоровья и формирования личностных качеств являются кризисы в 3-летнем и 5-летнем возрасте.
Кризис 3-х лет
Основная проблема этого возраста заключается в попытке ребенка совместить собственные желания с требованиями взрослых и с желанием этим требованиям соответствовать. Другими словами, кризис в трехлетнем возрасте вызывается извечным противоречием между «надо» и «хочу». При этом поведение ребенка может характеризоваться негативизмом в ответ на любые действия взрослых, своеволием и упрямством, а также ревностью и деспотизмом.
Основная задача родителей − помочь малышу справиться с отрицательными эмоциями. Ни в коем случае нельзя отвечать агрессией на агрессивные действия ребенка, родители должны собственным примером показывать недопустимость подобного поведения.
Агрессивность можно направить в иное русло, изменив объект ее приложения на какой-нибудь предмет (подушку или игрушку). Самое важное объяснить ребенку, что нельзя бить людей.
Чрезмерный гнев и агрессия в этом возрасте могут быть следствием гипоопеки или гиперопеки. В этом случае родителям необходимо пересмотреть методику воспитания ребенка. Скорректировать курс воспитания может помочь детский психолог.
Кризис 5 лет
Детская психология отмечает кризис пятилетнего ребенка как этап взросления. Малыш стремится подражать старшим, он себя чувствует взрослым, но вести себя соответствующим образом у него не получается. Это приводит к внутреннему конфликту. Ребенок становится скрытным, сдержанным, менее эмоциональным.
Родители должны всеми силами поддерживать стремление малыша к взрослой жизни, предоставить ему больше самостоятельности, стараться общаться с ним на равных. Интересуйтесь проблемами ребенка, обязательно спрашивайте, как у него прошел день, чем он занимался в садике, акцентируйте внимание на его успехах.
Все запреты должны быть четко аргументированы. Например, малыш может отказаться ложиться спать «Еще рано, а я уже взрослый, поэтому я буду смотреть телевизор». Объясните, что он должен лечь спать не потому, что он маленький, а потому что ему тяжело будет проснуться утром. Подчеркните, что он уже достаточно взрослый и должен понимать такие простые вещи.
Если ребенок считает себя взрослым, закрепите за ним домашние обязанности (поливать цветы, убирать игрушки и т.п.). Это научит его ответственности и дисциплине.
Нередко в этом возрасте дети начинают грубить взрослым. Для пресечения хамского поведения можно использовать метод бойкота: «После таких слов мне не хочется с тобой разговаривать».
Родители должны помнить, что при возникновении трудностей нельзя опускать руки и пускать воспитание детей на самотек, поскольку педагогически запущенные дети с трудом поддаются перевоспитанию.
Индивидуальная работа психолога с детьми
В дошкольном возрасте формируется большая часть психофизиологических функций, именно поэтому большое значение придается развивающей и профилактической психологической работе с детьми.
Практически каждый детский сад и школа имеют штатного психолога, основная функция которого заключается в оказании помощи сотрудникам ДДУ и родителям в учебно-воспитательном процессе. Наиболее эффективной формой проведения занятий с детьми является индивидуальная форма, предусматривающая диагностику личности ребенка, проведение индивидуальных коррекционных занятий и индивидуальное консультирование родителей.
Во время индивидуальных занятий ребенок быстрее проникается доверием к психологу и легче принимает его помощь. При индивидуальной работе максимально учитываются психофизиологические особенности ребенка, что позволяет сделать ее более эффективной.
В каких случаях необходима индивидуальная работа психолога с детьми?
- Несоответствие уровня психических функций (внимание, мышление, память…) возрасту ребенка.
- Наличие различных социально-психологических травм (развод родителей, адаптация к детсаду или школе, появление нового члена в семье, неблагоприятные семейные отношения и т. п.).
- Агрессивное поведение, упрямство, чрезмерная капризность или же, наоборот, замкнутость, обидчивость, заторможенность крохи.
- Возникновение у ребенка тревожности и страхов.
- Проблемы общения.
- Логопедические проблемы.
- Проблемы с успеваемостью (отсутствие желания учиться или проблемы с усвоением материала).
- Проблемы семейного воспитания.
Цель индивидуальной работы с детьми
- Предупреждение и коррекция проблем в развитии и воспитании детей.
- Решение проблем с адаптацией, успеваемостью и т.д.
- Оказание помощи в обучении и социализации ребенка.
Примеры упражнений для индивидуальной работы детского психолога
Индивидуальная работа психолога с детьми может предусматривать упражнения для тренировки памяти, мышления, воображения, внимания и т.д.
«Угадай предмет»
Целью этой игры является развитие и тренировка тактильной памяти. Малышу с завязанными глазами кладут в руку разные предметы, которые ребенок должен угадать. По мере тренировки тактильных ощущений, занятие можно усложнить. Ребенку предлагают обследовать по очереди несколько предметов и назвать их в том же порядке.
«Повторяем цифры»
Детский психолог медленно произносит несколько цифр (не менее трех) и предлагает малышу повторить цифры в таком же порядке.
«Маленький корректор»
Ребенку дают лист с текстом и предлагают зачеркнуть определенные буквы. Это задание тренирует усидчивость и внимательность.
«Составляем предложения»
Предлагается ряд букв, например, С-И-Д. Ребенок должен придумать такие слова, чтобы они начинались на эти буквы и вместе составляли осмысленное предложение, например: «Сейчас Идет Дождь».
«Затрудненное чтение»
Это упражнение тренирует внимание, умение сосредотачиваться и выносливость. Ребенок должен, читая текст, выстукивать карандашом определенный ритм. После чтения ребенку задают вопросы, проверяя запоминание прочитанного.
Перечисленные упражнения направленны на решение проблем с успеваемостью и уровнем умственного развития, поэтому они универсальны. Что касается психологической коррекции, то тут занятия строятся исключительно индивидуально, в зависимости от тех проблем, которые испытывает ребенок.